Arms
 
развернуть
 
165210, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 19
Тел.: (81855) 5-20-10
ustyansud.arh@sudrf.ru
схема проезда
показать на карте
165210, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 19Тел.: (81855) 5-20-10ustyansud.arh@sudrf.ru
Часы работы суда, 
приемной суда

понедельник-пятница:

с 8.30 до 17.30

перерыв:

с 12.30 до 13.30


Телефон, факс:
(81855) 5-20-10

Электронная почта:

Отдел обеспечения судопроизводства

тел. (81855) 5-20-10

ДОКУМЕНТЫ СУДА
2010 год - Решение по гр.д. № 2-212/2009 о признании незаконным бездействия в организации дорожной деятельности

Дело № 2-212/2009                         

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

п. Октябрьский                                                                                                                                                                                23 июля 2009 года

Устьянский районный суд Архангельской области в состав председательствующего судьи Рогачевой А.М.,

при секретаре ….,

с участием:

помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Зукаева М.С., 

представителя ответчика администрации МО «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области  - Б.,

специалиста- главного архитектора отдела архитектуры и градостроительства администрации МО «Устьянский муниципальный район» Архангельской области- Д.,

специалиста- старшего государственного инспектора дорожного надзора оГИБДД ОВД по Устьянскому району Архангельской области – Б.,

            рассмотрев  в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области   гражданское дело  по иску заместителя прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Октябрьское» о признании незаконным бездействия в организации дорожной деятельности,

                                                          

УСТАНОВИЛ :

Заместитель прокурора Устьянского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц  с иском к администрации МО «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области о признании незаконным бездействия главы администрации МО «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области М. в не обеспечении дорожным полотном и системой поверхностного водоотведения  улицы Садовой  микрорайона Сосенки-2 в п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области и возложении обязанности  на  главу администрации МО «Октябрьское» обеспечить дорожным полотном и системой поверхностного водоотведения улицу Садовую микрорайона Сосенки-2  в п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области. Обосновал требования тем, что вопросы организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относятся к полномочиям органов местного самоуправления. В ходе  проведенной проверки организации дорожной деятельности  в п. Октябрьский в районе новостроек «Сосенки-2» выявлены нарушения ФЗ  «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года « 196-ФЗ, на ул. Садовой в указанном районе  в п. Октябрьский отсутствует дорожное полотно и система поверхностного водоотвода, тем самым не обеспечивается безопасность дорожного движения, создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

 В ходе разбирательства дела заместитель прокурора исковые требования изменил , просил признать незаконным бездействие администрации МО «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области в лице главы муниципального образования М. в не организации дорожной деятельности в отношении дороги местного значения по ул. Садовой микрорайона Сосенки-2 в п.Октябрьский, и обязать администрацию МО «Октябрьское» в лице главы муниципального образования М.   организации дорожную деятельность в отношении дороги местного значения  по ул. Садовой  микрорайона Сосенки-2 в п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области.

            В судебном заседании помощник прокурора Устьянского района Зукаев М.С. требования прокурора и доводы, изложенные в иске,  поддержал. Пояснил, что органами муниципального образования в лице главы М. не исполняются полномочия по осуществлению дорожной деятельности, в частности по организации проектирования, строительства и содержания дорог, в том числе по  ул. Садовой микрорайона Сосенки-2 , где отсутствует дорожное полотно и система поверхностного водоотвода, тем самым  нарушаются требования по безопасности дорожного движения, что создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

            Представитель администрации МО «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области Б. иск не признала, пояснила что ул. Садовая не относится к автомобильным дорогам местного значения, вследствие чего требования в отношении ее по осуществлению полномочий дорожной деятельности, неосновательны.  К содержанию улиц относятся полномочия, предусмотренные п. 21 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, данные полномочия органами муниципального образования в отношении улицы Садовой выполняются. Бездействия в осуществлении  дорожной деятельности со стороны органов муниципального поселения не имеется, что подтверждается, в том числе , расходами бюджета на содержание дорог. Производится подсыпка улиц, в том числе,  по ул. Садовой, гравием, уборка снега зимой и иные работы.

            Суд, заслушав стороны, специалистов, свидетеля, исследовав материалы дела,  приходит к следующему.

В силу ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ ( в ред. от 07.05.2009), к вопросам местного значения  поселений относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации(пункт 5).

Согласно  п. 6 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и  дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Статьей 3 данного Закона определено, что дорожная деятельность- деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6). Под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющая автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с  законодательством Российской Федерации (п.7).

Основным вещным правом является право собственности.

Согласно  указанного Закона все дороги в зависимости от их назначения делятся на 4 вида. Данный Закон не устанавливает критериев отнесения дорог к дорогам местного значения, это осуществляется по остаточному принципу: дороги, не отнесенные ни к одному из указанных в законе видов, а именно,  не включенные в соответствующий перечень, утвержденный Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти  субъекта РФ  и не оформленные в частную собственность, должны признаваться дорогами местного значения.

В соответствии с ч.ч. 9,10,11 ст. 5 Закона дороги местного значения находятся в ведении поселений, если они расположены в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ч.1 ст. 37 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года  местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из ст. 26 Устава муниципального образования «Октябрьское» следует, что  исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Октябрьского городского поселения является администрация Октябрьского муниципального образования, которая в силу ч. 3 ст. 26 Устава, в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 4 а. 5 ст. 36 Федерального закона РФ № 131-ФЗ глава муниципального образования обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 7 Устава МО «Октябрьское» к вопросам местного значения муниципального образования относятся: содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов Октябрьского городского поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

В соответствии с приложением № 1 к областному закону от 20.12.06г. № 307-14-03 «Перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования «Устьянский муниципальный район» Архангельской области, передаваемых в собственность муниципального образования «Октябрьское» Архангельской области» под № 83 значатся автомобильные дороги общего пользования в границах населенного пункта поселения  протяжённостью 37 км.,  куда  согласно сведений  Комитета по управлению имуществом МО «Устьянский район» отнесена и ул.Садовая п.Октябрьский.

Данные обстоятельства также подтверждаются списком  дорог и тротуаров, находящихся на территории Октябрьской поселковой администрации, предоставленным КУМИ МО «Устьянский муниципальный район», выпиской из реестра муниципальной собственности муниципального образования «Октябрьское».

Согласно  закона Архангельской области от 12 ноября 2002 года № 125-17-ФЗ «Об автомобильных дорогах в Архангельской области» , к муниципальным автомобильным дорогам относятся: улицы, проезды, линии общественного транспорта и автомобильные дороги (кроме федеральных и региональных) в границах муниципального образования;…Муниципальные  автомобильные дороги  городских и сельских поселений- автомобильные дороги в границах населенных пунктов.

Таким образом, доводы представителя ответчика в том , что не состоятельны заявленные требования об осуществлении в отношении улицы дорожной деятельности, поскольку улица не является автомобильной дорогой,   не основаны на законе.

Судом установлено, что собственником автомобильных дорог в границах городского поселения МО «Октябрьское», в том числе и улицы Садовой,  является  муниципальное образование «Октябрьское», на которое и возложено бремя  их содержания.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст.8 Закона Архангельской области № 125-17-03 «Об автомобильных дорогах в Архангельской области» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относятся содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

В соответствии со ст. 22 Закона Архангельской области № 125-17-03, собственники (владельцы) автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог должны содержать находящиеся в их ведении автомобильные дороги в состоянии, обеспечивающем бесперебойное и безопасное движение транспортных средств, а также принимать необходимые меры по улучшению условий этого движения на автомобильных дорогах, повышению их технического уровня, пропускной способности и других эксплуатационных показателей, осуществляя в этих целях необходимые работы по реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений.

В силу ст. 2  ФЗ «О безопасности дорожного движения», дорога, это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (включая проезжие части, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии). Согласно Федеральному закону от 8  ноября 2007 года № 257-ФЗ, автомобильная дорога понимается как объект транспортной инфраструктуры,  предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя: а) земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на  них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и т.п.), т.е. вся территории в предела полосы отвода (а не только в пределах проезжей части, тротуаров и обочин);б) дорожные сооружения, являющиеся технологической частью автодорог и- защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных.

Согласно ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся  к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследования дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

            В соответствии с п. 3, 4  приказа  Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 г. N 160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», следует, что перечень участков автомобильных дорог и дорожных сооружений, подлежащих капитальному ремонту или ремонту, определяют путем сопоставления фактических показателей их состояния, определенных по результатам обследований, диагностики и инженерных изысканий, с нормативными значениями.  Вид, сроки и состав дорожных работ по каждому участку автомобильной дороги, а также по каждому дорожному сооружению устанавливают на основании ведомостей дефектов, диагностики, инженерных изысканий, проектной документации и других документов, содержащих оценку фактического состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений.

Требования к состоянию автомобильных дорог, в том числе,   закреплены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утверждены Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года № 221.  Указанные требования стандарта в силу абзаца 2 п.1 указанного ГОСТа являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

            Из акта комплексной проверки  текущего эксплуатационного состояния уличной дорожной сети п. Октябрьский от 9 июня 2009 года,  следует, что на улице Садовая п.Октябрьский не обустроена система поверхностного водоотведения (п.54 акта от 09.06.2009 г.); на  улицах п. Октябрьский с грунтовым и гравийным покрытием имеются следующие недостатки: гребенка, нарушение профиля покрытия, колейность, местами застой воды на проезжей части (п.53 акта от 09.06.2009 г.).

Как пояснил в судебном заседании специалист Б., указанные в данном акте недостатки относятся также и к улице Садовой.

            Из акта проверки текущего эксплуатационного состояния улично-дорожной сети п. Октябрьский от 17 июля 2009 года следует, что  по улице Садовой в расположении домов с № 1 по № 9 покрытие проезжей части грунтовое на протяжении 250 метров, нет водоотводных устройств(поперечный профиль дороги не соответствует техническим регламентам, нет придорожных канав; в расположении домов с № 11 по № 17  покрытие проезжей части песчано-гравийное на протяжении 250 метров, нет водоотводных устройств; в расположении указанных домов с № 1 по № 17 отсутствует стационарное электрическое освещение, тротуары и пешеходные дорожки; в расположении дома № 15 имеется нарушение продольного профиля дороги, отдельные ямы и просадки на покрытии проезжей части дороги.

            Согласно п.п. 1.11, 1.12 Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог ВСН 24-88, утвержденных Минавтодором РСФСР 29 июня 1988 года следует, что откосы насыпей и выемок должны обладать стойкостью к воздействию местных климатических факторов (местная устойчивость). Они должны обеспечивать быстрый отвод поверхностных вод, быть укреплены с учетом условий эксплуатации, грунтов насыпей (выемок) согласно положениям инструктивных документов. Откосы особенно глубоких выемок и высоких насыпей должны  иметь обеспеченную общую устойчивость. Системы устройства дренирования, сбора и отвода поверхностных и грунтовых вод должны постоянно находиться в работоспособном состоянии, обеспечивать пропуск и отвод расчетных   объемов   воды.   Не   разрешается   эксплуатация   дороги   при   отсутствии   или неисправной системе водосбора и водоотвода.

            Свидетель В. суду показала, что общей проблемой жителей района Сосенки-2 , где она проживает по ул. Солнечной, и где также находится улица Садовая,  являются дороги. В настоящее время по инициативе жителей данного района  осуществляется сбор денег на обустройство улиц системой водоотвода, также населением решаются организационные вопросы по осуществлению данного вида работ.

            Специалисты Б.  и Д.  в судебном заседании пояснили, что в районе новостройки Сосенки -2 в п. Октябрьский, в том числе, по ул. Садовой дороги, как таковые, отсутствуют, так как с момента начала застройки района в 1995 году ими никто не занимался,  дорожного покрытия не имеется, улицы  не обустроены, отсутствует система поверхностного водоотвода. Для осуществления данных работ необходимо  соответствующее проектирование. Организацией работ по проектированию, строительству дорог, системы водоотвода должны заниматься в рамках своих полномочий  органы муниципального образования, а не население. Специалист Б. также пояснил, что ул. Садовая является дорогой общего пользования, каких-либо ограничений для  въезда иных граждан, помимо проживающих на указанной улице, нет. Дорога по улице Садовой не соответствует требованиям безопасности дорожного движения.

Таким образом, в судебном заседании установлены обстоятельства, свидетельствующие о не исполнении ответчиком  полномочий , предусмотренных п. 5 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» по осуществлению дорожной деятельности поскольку установлено , что  на протяжении длительного периода не приняты необходимые меры по проектированию, строительству и надлежащему содержанию дороги местного значения по ул. Садовой в п. Октябрьский (в микрорайоне Сосенки-2) в том числе по обеспечению проезжей части  улицы дорожным покрытием, обустройству системы водоотведения. 

Каких-либо доводов об организации дорожной деятельности в указанном  районе новостройки в п. Октябрьский, в том числе по улице Садовой,  представителем ответчика не приведено и доказательств осуществления  данных полномочий в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ в суд не представлено.

Доводы представителя ответчика  об отсутствии денежных средств на осуществление дорожной деятельности, также не состоятельны. 

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, местный бюджет- это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Главное назначение местного бюджета - обеспечение решения муниципальным образованием предусмотренных законодательством вопросов местного значения.

Доводы представителя ответчика о том, что круг лиц в интересах которых прокурор обратился с иском,  возможно индивидуализировать, также не состоятельны, поскольку судом установлена что указанная дорога местного значения по ул. Садовой является дорогой общего пользования.

На основании изложенного иск заместителя прокурора Устьянского района подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии с п.3 ч.1 ст. 333.19  НК РФ госпошлина подлежит взысканию в размере 100 рублей.

            Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд 

 

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Устьянского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области в лице главы муниципального образования М. по не обеспечению организации дорожной деятельности по улице Садовой (микрорайон Сосенки-2) в п. Октябрьский  Устьянского района Архангельской области.

Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области в лице главы муниципального образования М. организовать осуществление дорожной деятельности в отношении дороги местного значения по улице Садовая (микрорайон «Сосенки -2) в п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области.

Взыскать с администрации муниципального образования «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области государственную пошлину в доход федерального бюджета  в сумме 100 рублей.

 

            Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через суд, вынесший решение, в течение десяти дней с момента его вынесения в окончательной форме.

 

Председательствующий судья -                                                                                        А.М.Рогачева

 

Решение в окончательной форме принято судом 28 июля 2009 года.

 

Председательствующий судья-                                                                                         А.М.Рогачева

опубликовано 13.03.2010 05:12 (МСК)
Часы работы суда, 
приемной суда

понедельник-пятница:

с 8.30 до 17.30

перерыв:

с 12.30 до 13.30


Телефон, факс:
(81855) 5-20-10

Электронная почта:

Отдел обеспечения судопроизводства

тел. (81855) 5-20-10