Arms
 
развернуть
 
165210, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 19
Тел.: (81855) 5-20-10
ustyansud.arh@sudrf.ru
схема проезда
показать на карте
165210, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 19Тел.: (81855) 5-20-10ustyansud.arh@sudrf.ru
Часы работы суда, 
приемной суда

понедельник-пятница:

с 8.30 до 17.30

перерыв:

с 12.30 до 13.30


Телефон, факс:
(81855) 5-20-10

Электронная почта:

Отдел обеспечения судопроизводства

тел. (81855) 5-20-10

ДОКУМЕНТЫ СУДА
Решение по гр.д. №2-121/07 по иску о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии.
    
                                                                                         

РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации

            
        п. Октябрьский                                                            3 июля 2007 года
           
        Устьянский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи  Рыжковой М.А.,
при секретаре: Бова Е.А.,
с участием истца Б. ,  представителя ГУ УПФ РФ в Устьянском районе,
        рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда пос. Октябрьский  3 июля 2007 года гражданское дело по иску Б. к ГУ УПФ РФ в Устьянском районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии
 
УСТАНОВИЛ:
 
            Б. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ в Устьянском районе (далее по тексту ГУ УПФ РФ в Устьянском районе) о возложении обязанности  на ответчика включить в специальный стаж, дающий право на пенсию, службу в Армии в должности сержанта период с 9 июня 1981 года по 20 апреля 1982 года, признании права на  досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью и о назначении ему пенсии.
            В судебном заседании истец свои требования поддержал и мотивировал тем, что 25 декабря 2006 года обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении ему льготной пенсии, так как на эту дату у него имелся 25 летний педагогический стаж, но получил ответ, что служба в армии не может быть зачтена в льготный стаж. С данным ответом не согласен, просит включить период службы в Вооруженных Силах СССР в должности сержанта с 9 июня 1981 года по 20 апреля 1982 года, всего 10 месяцев 11 дней, в стаж работы по специальности в связи с педагогической деятельностью и обязать ответчика назначить ему пенсию со дня обращения с заявлением, то есть с 25 декабря 2006 года.
            Ответчик- представитель ГУ УПФ РФ в Устьянском районе, иск не признал, обосновывая свои возражения  тем, что истец не обращался к ним с заявлением о назначении ему льготной пенсии, его заявление от 25.12.2006 года носило консультационный характер и на него был дан ответ, с заявлением о назначении льготной пенсии истец не обращался  и не представлял в Управление Пенсионного фонда все необходимые для назначения пенсии документы. Кроме этого, считает, что служба в армии не может быть засчитана в педагогический стаж для назначения пенсии, так как действующее законодательство не дает оснований включить этот период в льготный стаж. По ранее действующему пенсионному законодательству Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения по Постановлению за № 1397 от 17.12.1959 года служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии не менее 2\3 стажа требуемого стажа на 1 октября 1993 года.
            Суд, заслушав стороны, свидетеля Б., исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
            С 1 января 2002 года вопросы назначения пенсии регулируются ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.
            В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 вышеназванного ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных  учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона.
            Согласно пункту 2 этой же статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
            Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение  трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных  учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
            До 1 января 2002 года назначение пенсии осуществлялось в соответствии с Законом РСФСР № 340-1 от 20 ноября 1990 года  «О государственных пенсиях в РСФСР», согласно ст. 80 которого, пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливалась при  выслуге  не менее 25 лет, а  еще ранее, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 год № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
            Судом установлено, что  истец свою трудовую деятельность начал  в должности учителя физкультуры с 16 августа 1978 года, затем был уволен в связи с призывом в ряды Советской Армии и по окончании службы вновь был принят на работу в школу учителем физкультуры, в настоящее время также занимается педагогической деятельностью, что подтверждается копией трудовой книжки, представленной в материалы дела.
             Из объяснений истца следует, что он первоначально обратился в ГУ УПФ РФ в Устьянском районе по вопросу назначения пенсии за выслугу лет в декабре 2005 года. При подсчете трудового стажа и оценке пенсионных прав, ему было рекомендовано обратиться к работодателю о приведении в соответствии со Списком его должности, в которой он работал в ПУ -34.
            В течение 2006 года, как пояснил истец,  он собирал необходимые документы, а 25 декабря 2006 года он вновь обратился  сначала за консультацией к руководителю группы оценки пенсионных прав  с необходимыми документами: трудовой книжкой и справкой из военкомата, которая рекомендовала ему обратиться в отдел назначения пенсий с заявлением.
            Как пояснил истец, после получения предварительной консультации, он написал заявление на имя руководителя ГУ Управление Пенсионного фонда в Устьянском районе, из содержания которого видно, что он просил назначить ему досрочную трудовую пенсию в связи с наличием у него 25 летнего стажа педагогической деятельности. При этом, как пояснил истец, ему никто не разъяснил на каком бланке необходимо писать заявление и переписать заявление на специальном бланке в Пенсионном фонде ему не предлагали.
            Допрошенная в судебном заседании свидетель Б. подтвердила, что в декабре 2006 году действительно обращался  истец по вопросу подсчета у него специального стажа, она  проверила у него записи в трудовой книжке, попросила представить первичные документы: штатное расписание, тарификацию, копии приказов. При подсчете льготного стажа она не засчитывала ему период службы в Армии, с чем был не согласен  заявитель.
            Заявление Б., адресованное руководителю УПФ РФ в Устьянском районе, было зарегистрировано ответчиком 25 декабря 2006 года за № 7742, однако на комиссии по назначению и выплате пенсий это заявление не рассматривалось, решения никакого не выносилось, заявителю был дан письменный ответ.
            Из содержания ответа от 15.01.2007 года на заявление истца о назначении ему льготной пенсии следует, что Управление ПФР не может засчитать в льготный стаж службу в Армии, поэтому в досрочном назначении трудовой пенсии истцу  фактически было отказано.        
            Довод ответчика о том, что истец не обращался к ним с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии и не представил все необходимые документы, опровергается представленными в материалы дела доказательствами. Обращение истца в Управление Пенсионного фонда в Устьянском районе по вопросу назначения ему досрочной трудовой пенсии подтверждается его письменным заявлением от 25.12.2006 года. То, что оно написано истцом в произвольной форме, не является основанием для отказа в назначении гражданину досрочной трудовой пенсии, если такое право у него наступило.
Согласно представленных суду  сведений о страховом стаже работы Б. следует, что страховой стаж истца на 25 июня 2007 года составляет 28 лет 8 мес. 4 дня, специальный стаж составляет 24 года 7 мес. 26 дней, служба в Армии с 5.11.1980 года по 26.04.1982 года не  засчитана в льготный стаж.
            Удовлетворяя истцу требование о включения в специальный стаж период службы в Армии с 9 июня 1981 года по 20 апреля 1982 года, суд руководствовался следующим.
            Постановлением Совета министров СССР от 17 декабря 1959 года  за № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в соответствии со статьей 58 Закона о государственных пенсиях Совет Министров СССР было установлено, что: 1) Пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначать: а) учителям и другим работниками просвещения – при стаже работы по специальности не менее 25 лет…  
            Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам  просвещения и здравоохранения (утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397):  учителям, врачам и другим работниками просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются:...г) служба в составе Вооруженных Сил СССР.
            Судом установлено, что истец до службы в составе Вооруженных Сил СССР и по окончании ее работал в должности учителя в школе.
            Пункт 71 Положения о начальной военной подготовке молодежи, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 29 апреля 1968 года за № 289,  гласит, что в педагогический стаж  военных руководителей, учителей (преподавателей) начальной военной подготовки учебных заведений, инспекторов и методистов по начальной военной подготовке засчитывается срок действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР на должностях офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин).
            Из представленного в материалы дела копии военного билета и справки из военкомата следует, что Б. действительно проходил военную службу с 1 мая 1980 года по 20 апреля 1982 года, служба по призыву, период с 9 июня 1981 года по 20 апреля 1982 года (10 месяцев 11 дней) был в должности командира отделения, воинское звание сержант.
Довод ответчика, что служба в Вооруженных силах СССР не указана в Списке, и, соответственно не относится к педагогической деятельности, суд не может принять во внимание, поскольку служба  в составе Вооруженных Сил СССР, в период действовавшего пенсионного законодательства в 1981-1982 годы, включалась в стаж работы по специальности.
            ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пунктом 9 ст. 30 Федерального закона  № 173 предусмотрено, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года.  При этом применяется порядок исчисления  и подтверждения трудового стажа, в том числе на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу настоящего Федерального закона.
            Толкование закона в данной части, как исключающее учет ранее приобретенных пенсионных прав, до введения нового правового пенсионного регулирования недопустимо. Иное свидетельствовало бы о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, что несовместимо с требованиями, вытекающими ст. 2, 18, 54, 55, 57 Конституции Российской Федерации.
            В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, а статьей 19 Конституции РФ предусмотрено, что каждому гарантируется равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Данное конституционное предписание рассматривается как гарантия  пенсионных прав педагогических работников независимо от места деятельности.
            Права и социальные гарантии педагогических работников в области пенсионного обеспечения  закреплены также в статье 55 ФЗ «Об образовании», согласно которому педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получении пенсии за выслугу лет.
            Исходя из конституционно-правового смысла норм, регулирующих назначение пенсии и исчисление стажа необходимого для его назначения, суд полагает необходимым включить в стаж Б. дающий право для назначения пенсии в соответствии со ст. 28 п.1 п.п.10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период службы в Армии с 9 июня 1981 года по 20 апреля 1982 года, то есть 10 месяцев 11 дней.
            Остальные периоды работы истца не оспариваются ответчиком и засчитаны в специальный стаж истца, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии.
            С учетом специального стажа – 24 года 7 месяцев 26 дней, установленного ответчиком по состоянию на 25.06.2007 года, и  периода  службы в Армии - 10 месяцев 11 дней, подлежащего включению в специальный стаж по решению суда, у истца на момент обращения с заявлением к ответчику на 25 декабря 2006 года уже имелся необходимый 25-летний педагогический стаж, следовательно,  он имел право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
 
            На основании изложенного, руководствуясь ст. 191-199 ГПК РФ, суд
 
РЕШИЛ:
 
            Исковые требования  Б.  удовлетворить.
            Обязать ГУ УПФ РФ в Устьянском районе включить в стаж работы по специальности в связи с педагогической деятельностью, дающей право Б. на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период: с 9 июня 1981 года по 20 апреля 1982 года, всего 10 месяцев 11 дней.
            Признать за Б.  право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью по ст. 28 пункт 1 п.п. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения с заявлением в ГУ УПФ РФ в Устьянском районе, то есть с 25 декабря 2006 года.
 
           
            Председательствующий:                                                           Рыжкова М.А.                
опубликовано 13.03.2010 05:12 (МСК)
Часы работы суда, 
приемной суда

понедельник-пятница:

с 8.30 до 17.30

перерыв:

с 12.30 до 13.30


Телефон, факс:
(81855) 5-20-10

Электронная почта:

Отдел обеспечения судопроизводства

тел. (81855) 5-20-10