Arms
 
развернуть
 
165210, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 19
Тел.: (81855) 5-20-10
ustyansud.arh@sudrf.ru
схема проезда
показать на карте
165210, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 19Тел.: (81855) 5-20-10ustyansud.arh@sudrf.ru
Часы работы суда, 
приемной суда

понедельник-пятница:

с 8.30 до 17.30

перерыв:

с 12.30 до 13.30


Телефон, факс:
(81855) 5-20-10

Электронная почта:

Отдел обеспечения судопроизводства

тел. (81855) 5-20-10

ДОКУМЕНТЫ СУДА
2009 год - Решение по гр.д. № 2-15 /2009 по заявлению о признании незаконным и отмене постановления Устьянской территориальной избирательной комиссии
Дело 2-15 /2009
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
 
пос.Октябрьский    23 января 2009 года
 
Устьянский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Заостровцевой И.А.,
при секретаре Ф.,
с участием помощника прокурора Устьянского района Архангельской области Рогожниковой Я.Н.,
заявителя Б., представителя Устьянской территориальной избирательной комиссии Архангельской области В., представителя заинтересованного лица Д. - Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании незаконным и отмене постановления Устьянской территориальной избирательной комиссии Архангельской области «О регистрации кандидата на должность главы Устьянского муниципального района» от 10 января 2009 года № 560,
 
 УСТАНОВИЛ:
Б., зарегистрированная кандидатом на должность главы МО «Устьянский муниципальный район» обратилась в суд с заявлением об отмене постановления Устьянской территориальной избирательной комиссии Архангельской области «О регистрации кандидата на должность главы Устьянского муниципального района» от 10 января 2009 года № 560 Д.
В обоснование своих требований Б. указала, что в соответствии с ч.1 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федерального Закона № 67-ФЗ), а также в соответствии с п.1 ст.43 Закона Архангельской области № 268-13-ОЗ от 8 ноября 2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» регистрация кандидата на должность главы муниципального района должна производиться территориальной избирательной комиссией при предъявлении кандидатом подписных листов с подписями избирателей, протокола об итогах сбора подписей и сведений об изменениях в данных кандидата. В соответствии с п.3 ст.41 Закона Архангельской области «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» (далее Закона № 268-13-ОЗ) количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального образования. В Устьянском муниципальном районе зарегистрировано 25 749 избирателей, соответственно количество подписей в поддержку выдвижения кандидата составляет – 515. Д. представил для регистрации в поддержку своего выдвижения 544 подписи избирателей на 29 подписных листах. В соответствии с п. 4 ст. 45 Закона № 268-13-ОЗ Устьянской территориальной комиссией Архангельской области было проверено 20 % подписей избирателей, представленных Д., отобранных в данном случае посредством случайной выборки. Проверке подлежали подписи №50-59, 60-69, 80-89, 160-169, 230-239, 300-309, 360-369, 420-429, 460-469, 510-512. По результатам проверки подписных листов и представленных документов для выдвижения и регистрации в качестве кандидата Устьянская территориальная избирательная комиссия зарегистрировала Д. кандидатом на должность главы Устьянского муниципального района. Считает данное постановление необоснованным и незаконным, поскольку часть подписей в поддержку выдвижения Д. в проверенных подписных листах должны быть признаны недействительными и в регистрации Д. должно быть отказано, т. к.  при сборе подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата не соблюдены требования Закона Архангельской области № 268-13-ОЗ от 8 ноября 2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области». В нарушение п. 7 ст. 41 Закона № 268-13-ОЗ в подписях избирателей №№ 50-59, 60-69, 80-89, 160-169, 230-239, 300-309, 420-429, 460-469, 510-512 указан неполный адрес места жительства избирателей. В нарушение п. 10 ст. 41 Закона № 268-13-ОЗ в подписях избирателей №№ 60-69, 420-429, 460-469, подписные листы заверены сборщиком подписей без указания даты своего рождения, в подписях избирателей №№ 80-89, 236-239, подписные листы заверены сборщиком подписей без указаний полной даты рождения, в подписях избирателей №№ 80-89, 230-239, 460-469, подписные листы заверены сборщиком подписей без указания полного адреса места жительства. В нарушение п.п. 7 п. 9 ст. 45 Закона № 268-13-ОЗ в подписях избирателей №№ 60-69, подписной лист заверен сборщиком подписей, с неоговоренным исправлением в дате выдачи паспорта сборщика подписей. В нарушение п.п. 6 п. 9 ст. 45 Закона № 268-13-ОЗ в подписях избирателей №№ 63-66 имеются исправления, неоговоренные и не заверенные сборщиком, в подписях №№ 80, 303, 305, 510 имеются неоговоренные и не заверенные сборщиком подписей исправления. В нарушение п. 8 ст. 45 Закона № 268-13-ОЗ в подписях избирателей №№ 80-89, 236-239, 420-429, 460-469, 511-512, все сведения об избирателях внесены не сборщиком подписей и не избирателем, а третьим лицом. В соответствии с п.44 ст.2 Федерального Закона № 67-ФЗ, недействительными считаются подписи, собранные с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. В соответствии с п.п. 7 п. 9 ст. 45 Закона Архангельской области № 268-13-ОЗ, недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае если сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей указаны не в полном объеме. Исходя из норм Федерального и Областного законов, Устьянская территориальная комиссия Архангельской области обязана была признать 44 подписи, содержащиеся в подписных листах, представленных Д. в поддержку своего выдвижения, из 103 проверенных, недействительными, что составляет около 42 % проверенных подписей. При выявлении 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей Устьянская территориальная избирательная комиссия обязана была отказать Д. в регистрации в качестве кандидата. Следовательно указанное постановление Устьянской территориальной избирательной комиссии № 560 от 10 января 2009 года о регистрации кандидатом на должность главы Устьянского муниципального района Д. является необоснованным и незаконным.
В судебном заседании 21.01.2009 года, представитель Б. – М. требования, заявленные Б., поддержал по указанным основаниям, дополнив, что постановление Устьянской территориальной избирательной комиссии № 560 от 10 января 2009 года о регистрации кандидатом на должность главы Устьянского муниципального района Д. является необоснованным и незаконным, поскольку все 103 подписи в поддержку выдвижения Д. в проверенных Устьянской территориальной избирательной комиссией, подписных листах должны быть признаны недействительными и в регистрации Д. должно быть отказано, т.к. при сборе подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата не соблюдены требования Закона Архангельской области № 268-13-ОЗ от 8 ноября 2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области». Указанное постановление нарушает пассивное право Б., тем, что нарушается принцип равенства кандидатов, установленный ст.39 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», поскольку регистрация кандидата, не выполнившего в равной степени обязательные для всех кандидатов требования закона создает для Д. преимущественные условия для участия в избирательной кампании. В соответствии с п.6 ст.76 Федерального Закона № 67-ФЗ, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренный п.24-26 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ. Б. является зарегистрированным кандидатом на должность главы МО «Устьянский муниципальный район». Просит признать незаконным и отменить постановление Устьянской территориальной избирательной комиссии Архангельской области «О регистрации кандидата на должность главы Устьянского муниципального района» от 10.01.2009 года № 560 Д.
Заявитель Б. свои требования, а также дополнения своего представителя М. поддержала по указанным выше основаниям.
Председатель Устьянской территориальной избирательной комиссии. заявленные Б. требования, не признала и пояснила, что в соответствии с п.2 ст.45 Закона Архангельской области № 268-13-ОЗ от 8 ноября 2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» рабочей группой Устьянской территориальной избирательной комиссии был проверен порядок сбора подписей, оформление подписных листов кандидата Д., достоверность сведений об избирателях и подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах. В том числе проверялось соблюдение п.8 ст.41 Закона № 268-13-ОЗ, в соответствии с которым право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину РФ, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Посредством ГАС «Выборы», а также государственной системы регистрации (учета) избирателей Устьянская территориальная избирательная комиссия однозначно идентифицировала имеющуюся информацию о сборщике подписей в подписном листе, и на основании представленных документов проверяла их соответствие вышеуказанным требованиям. Устьянской территориальной избирательной комиссией не расценено как нарушение закона, что в подписных листах кандидата Д. не указан полный адрес места жительства избирателей, так как п.7 ст.41 Закона № 268-13-ОЗ не раскрывает понятие «адрес места жительства», а также каким образом необходимо его указывать «полно, либо не полно». Кроме того, в подписных листах содержатся сведения, указывающие на выборы главы МО «Устьянский муниципальный район», указана информация, за какого кандидата собираются подписи. Сборщиком подписей были указаны адреса места жительства и паспортные данные. Посредством, ГАС «Выборы», а также государственной системы регистрации (учета) избирателей Устьянская территориальная избирательная комиссия однозначно идентифицировала имеющуюся в подписном листе информацию об избирателях и сборщиках подписей и установила, что все они проживают в Устьянском районе Архангельской области. Указание на то, что нарушено пассивное избирательное право Б., тем, что не соблюдается принцип равенства кандидатов, установленный ст.39 ФЗ № 67-ФЗ, вызывает сомнения, так как сама Б. является зарегистрированным кандидатом на должность главы, и от нее в процессе выдвижения и регистрации кандидатов не поступало никаких замечаний. Кроме того, Д. является единственным кандидатом, предоставившим в избирательную комиссию подписные листы, что является наиболее сложным и уязвимым путем, нежели внесение избирательного залога. На территории Устьянского района проживает более 25 000 избирателей обладающих активным избирательным правом, и никто не вправе воспрепятствовать их свободному волеизъявлению. Просит в удовлетворении заявления Б. отказать.
Заинтересованное лицо, кандидат на должность главы МО «Устьянский муниципальный район» Д., будучи надлежаще извещен, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя Ш.
Представитель заинтересованного лица кандидата на должность главы МО «Устьянский муниципальный район» Д. – Ш., заявленные Б. требования, не признал, поддержал возражения представителей избирательной комиссии. Суду пояснил, что решение о регистрации Д. кандидатом на должность главы МО «Устьянский муниципальный район» принято Устьянской избирательной комиссией в присутствии представителя кандидата Б., единогласно. При этом Д. не ущемлялись избирательные права граждан и пассивное избирательное право Б., все представленные сведения и подписи избирателей в поддержку своего выдвижения являются подлинными, и собраны без каких бы то ни было нарушений закона. Представление лицами, осуществляющими сбор подписей в пользу кандидата Д., в подписном листе только года рождения, не является существенным нарушением и не может служить основанием для отказа в регистрации кандидата на должность главы МО «Устьянский муниципальный район», поскольку данное требование необходимо лишь для определения дееспособности лица, осуществляющего сбор подписей. Исправления и помарки, имеющиеся в подписных листах, не могут быть основанием для отмены постановления Устьянской территориальной избирательной комиссии, в связи с тем, что в соответствии с п. 11 ст. 45 Закона № 268-13-ОЗ «специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной», они могут быть заверены как самим сборщиком подписей, так и кандидатом. Указанные в подписных листах не полные адреса избирателей не могут быть основанием для отмены оспариваемого постановления в связи с тем, что в соответствии с п.9 ст.41 Закона № 268-13-ОЗ «подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат», кроме того Устьянской территориальной комиссией с помощью ГАС «Выборы» были проверены сведения и паспортные данные избирателей в подписных листах и установлено, что все избиратели проживают в границах избирательного округа. Устьянская территориальная избирательная комиссия по окончании проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах и сведений представленных Д., не усмотрела оснований, предусмотренных п.6 ст.46 Закона № 268-13-ОЗ и соответственно правомерно осуществила регистрационные действия.
Выслушав заявителя Б., представителя заявителя М., представителя Устьянской территориальной избирательной комиссии В., представителя кандидата Д. – Ш., заключение помощника прокурора Устьянского района Рогожниковой Я.Н., полагавшей удовлетворить требования заявителя Б., и признать постановление Устьянской территориальной избирательной комиссии № 560 от 10.01.2009 года незаконным и подлежащим отмене, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением внеочередной тридцать девятой сессии Собрания депутатов МО «Устьянский муниципальный район» от 8 декабря 2008 года № 348 назначены выборы главы муниципального образования «Устьянский муниципальный район» на 1 марта 2009 года. Данное решение опубликовано  в районной газете «Устьянский край» от 11 декабря 2008 года № 70 (9573).
Постановлением Устьянской территориальной избирательной комиссии № 560 от 10 января 2009 года Д. был зарегистрирован кандидатом на должность главы МО «Устьянский муниципальный район».
В соответствии со ст.46 Конституции РФ в суд могут быть обжалованы решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, в том числе и нарушающие избирательные права.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменно судом, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. В соответствии с п.5 ст.48 Закона Архангельской области от 08.11.2006 года № 268-13-ОЗ (ред от 26.11.2008 г.) «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» (далее Областной закон №268-13-ОЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 6-8 статьи 46 настоящего закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иным законом.
Поскольку заявитель Б. также зарегистрирована кандидатом на должность главы МО «Устьянский муниципальный район», (постановление № 569 от 12.01.2009 года), она в силу п. 3 ст. 259 ГПК РФ вправе обращаться в суд с заявлением об отмене регистрации другого кандидата.
В своем заявлении и в судебном заседании 21.01.2009 года и 23.01.2009 года Б. и ее представитель М. в судебном заседании от 21.01.2009 г., ссылаются на нарушение п.п. 5 п. 6 ст. 46 Областного закона №268-13-ОЗ, согласно которому основанием отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество представленных для регистрации достоверных подписей избирателей или выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Аналогичная норма содержится в подпункте «д» пункта 24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Считают постановление Устьянской территориальной комиссии № 560 от 10.01.2009 года «О регистрации кандидата на должность главы МО «Устьянский муниципальный район» незаконным и необоснованным, просят его отменить, т.к. комиссией неверно произведен подсчет недействительных подписей избирателей. Избирательной комиссией необоснованно признаны надлежаще оформленными подписные листы не содержащие даты рождения лица, осуществляющего сбор подписей. Также в подписных листах в адресах избирателей и сборщиков подписей не указан субъект Российской Федерации и район, где они проживают, имеются неоговоренные исправления, сведения об избирателях внесены не сборщиком и не избирателями, а третьим лицом (недостоверные подписи). Наличие данных нарушений по мнению заявителя влечет недействительность всех проверенных Устьянской территориальной избирательной комиссией 103 подписей, что существенно превышает необходимые 10 % от числа проверяемых, в связи с чем Устьянская территориальная комиссия Архангельской области обязана была отказать Д. в регистрации.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Под законом в данном случае в силу п. 17 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ, понимается Федеральный конституционный закон, Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации. Согласно п. 2, п. 3 ст. 45 Областного закона №268-13-ОЗ если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Для проведения указанной проверки избирательная комиссия вправе образовать рабочую группу в составе членов избирательной комиссии с правом решающего голоса (не менее трех человек), а также работников аппарата избирательной комиссии. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, а также ГАС «Выборы»
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ, форма подписного листа и порядок его заверения устанавливается законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования — дополнительно день и месяц рождения), серию номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Аналогичная норма содержится в п.7 ст.41 Закона Архангельской области от 08.11.2006 года № 268-13-ОЗ (ред от 26.11.2008 г.) «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области».
В соответствии с п. 10 ст. 41   Областного закона №268-13-ОЗ при сборе подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата, выдвижения кандидата избирательным объединением по единому избирательному округу, одномандатному (многомандатному) избирательному округу подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, ставит свою подпись и дату ее внесения, а также кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
В соответствии с п.5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Дата рождения предполагает указание числа, месяца и года рождения.
Проверяя утверждения заявителя о выявлении более 10 процентов недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, суд установил.
В соответствии со ст. 36, 37 Областного закона №268-13-ОЗ непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения. Самовыдвижение кандидата проводится путем представления письменного заявления об этом в избирательную комиссию муниципального образования с последующим сбором подписей избирателей в поддержку кандидата.
18 декабря 2008 года Д. официально уведомил о своем выдвижении кандидатом на должность главы МО «Устьянский муниципальный район».
В соответствии с п. 3, п. 15 ст. 41 Областного закона №268-13-ОЗ количество подписей, необходимое для регистрации, выдвинутого в едином избирательном округе, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. Количество подписей избирателей может превышать установленное данным законом необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем на 10 процентов.
Согласно сведений о численности избирателей, участников референдума по состоянию на 1 июля 2008 года на территории Устьянского района зарегистрировано 25749 избирателей.
В соответствии с постановлением Устьянской территориальной избирательной комиссии от 8 декабря 2008 года № 528 установлено, что количество подписей, необходимое для регистрации кандидата на должность главы МО «Устьянский муниципальный район» по единому избирательному округу, составляет – 515. Количество подписей не должно превышать 567.
В судебном заседании установлено, что для регистрации на должность главы МО «Устьянский муниципальный район» по единому избирательному округу, Д. в Устьянскую территориальную избирательную комиссию были предоставлены подписные листы с подписями 544 избирателей. Каждый подписной лист, в соответствии со ст. 43 Областного закона №268-13-ОЗ заверен Устьянской территориальной избирательной комиссией печатью избирательной комиссии. Постановлением Устьянской территориальной избирательной комиссии от 1 декабря 2008 года создана рабочая группа по проверке документов, предоставляемых кандидатами в Устьянскую избирательную  комиссию при проведении выборов главы МО «Устьянский муниципальный район» в составе членов Устьянской ТИК Б., М., С., Ш.
На основании п. 4, п. 5 ст. 45 Областного закона проверке подлежат 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных в этом случае посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. По результатам проверки подписных листов подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. Постановлением Устьянской ТИК от 30 декабря 2008 года № 543 утверждена процедура проведения случайной выборки подписных листов для проверки подписей избирателей и данных об избирателях. Случайную выборку проводит рабочая группа Устьянской ТИК. В результате ее проведения отбирается 103 подлежащих проверке подписей избирателей (20 % от 515 подписей, необходимых для регистрации кандидата). Единицей случайной выборки является 10 подписей, осуществляется с помощью карточек. По итогам отбора подписей избирателей, подлежащих проверке, рабочей группой составляется протокол выборки. В соответствии с протоколом выборки подписных листов для проверки достоверности подписей избирателей и данных об избирателях, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата на должность главы МО «Устьянский муниципальный район» по единому избирательному округу Д. от 10 января 2009 года рабочая группа Устьянской ТИК определила посредством случайной выборки (жребия), подлежащими проверке подписи избирателей с №50 по № 59, с № 60 по № 69, с № 80 по № 89, с № 160 по № 169, с № 230 по № 239, с №300 по № 309, с № 360 по № 369, с № 420 по № 429, с 460 по № 469, с № 510 по № 512, всего 103 подписи. В соответствии с выбраковочной ведомостью проверки подписных листов с подписями избирателей рабочей группой 4 подписи избирателей признаны недействительными, а именно: 2 подписи (за №№ 50, 80) - на основании п.п. 2 п. 9 ст. 45 Областного закона в связи с несоответствием адреса жительства базе данных ГАС «Выборы»; 1 подпись (за № 61) - на основании п.п. 2 п. 9 ст. 45 Областного закона в связи с несоответствием даты рождения базе данных ГАС «Выборы»; 1 подпись (за № 424) - на основании ст. 45 Областного закона в связи с отсутствием информации в базе данных ГАС «Выборы». Согласно протокола от 10 января 2009 года об итогах проверки данных подписных листов установлено, что фактически представлено подписей 544, отобрано и проверено подписей 103. Из числа проверенных признаны недействительными 4, что составило 3, 9 % от общего количества подписей, отобранных для проверки. Рабочей группой Устьянской территориальной избирательной комиссии установлено, что общее количество достоверных и действительных подписей из фактически представленных составляет 540, что позволило Устьянской ТИК зарегистрировать Д. кандидатом на должность главы МО «Устьянский муниципальный район».
В соответствии с п. 12 ст. 45 Областного закона №268-13-ОЗ повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с пунктом 5 статьи 48 настоящего закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке. В соответствии с п. 5 ст. 45 Областного закона №268-13-ОЗ по результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В соответствии с п.9 ст.45 Областного закона №268-13-ОЗ недействительными считаются: п.п.3 - подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи; п.п.5 - подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не проставлены избирателями собственноручно; п.п.6 - подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы; п.п.7 - все подписи в подписном листе в случае если подписной лист не заверен в соответствии с требованиями настоящего закона собственноручной подписью лица, осуществляющего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения и (или) собственноручной подписью кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, и (или) кандидатом имеются исправления, специально не отмеченные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, и (или) о кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, не внесены им собственноручно; п.п.10 - подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Проверяя обоснованность утверждения заявителя об имевших место нарушениях требований п. 10 ст. 41, подпункта 7 п. 9 ст. 45 Закона Архангельской области «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» в подписных листах, представленных Д. в Устьянскую ТИК, судом были исследованы предоставленные Устьянской территориальной избирательной комиссией подлинные подписные листы и установлено:
1) в подписном листе № 4 - подписи избирателей под №№60-69, в подписном листе № 22 - подписи избирателей под №№420-429, К., осуществлявшая сбор подписей, не указала дату (число, месяц, год), своего рождения, в подписном листе № 24 - подписи избирателей под №№460-469, Б. осуществлявшая сбор подписей, не указала дату (число, месяц, год) своего рождения; в подписном листе № 5 - подписи избирателей №№ 80-89, в подписном листе № 13 - подписи избирателей под №№236-239, О. осуществлявший сбор подписей, не указал полную дату (число, месяц) своего рождения;
2) в подписном листе № 5 - подписи избирателей №№ 80-89, в подписном листе № 13 - подписи избирателей под №№236-239, О. осуществлявший сбор подписей, не указал полный адрес места жительства (наименование района и субъекта Российской Федерации), в подписном листе № 12 - подписи избирателей по №№ 230-235, И. осуществлявшая сбор подписей, не указала полный адрес места жительства (наименование субъекта РФ - Архангельская область), в подписном листе № 19 – подписи избирателей под №№ 360-369, Ф. осуществлявший сбор подписей, не указал полный адрес места жительства (наименование района и субъекта Российской Федерации), в подписном листе № 24 - подписи избирателей под №№460-469, Б. осуществлявшая сбор подписей, не указала полный адрес места жительства (наименование района и субъекта Российской Федерации).
Проверяя обоснованность утверждения заявителя об имевших место нарушениях требований п. 7 ст. 41, подпункта 3 п. 9 ст. 45 Закона Архангельской области «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» в подписных листах, представленных Д. в Устьянский ТИК, судом были исследованы предоставленные Устьянской территориальной избирательной комиссией подлинные подписные листы и установлено:
1) в подписном листе № 3 - подписи избирателей под №№50-59, в подписном листе № 4 - подписи избирателей под №№60-69, в подписном листе № 5 - подписи избирателей №№ 80-89, в подписном листе № 9 - подписи избирателей №№ 160-169, в подписном листе № 12 - подписи избирателей №№ 230-235, в подписном листе № 13 - подписи избирателей №№ 236-239, в подписном листе № 16 - подписи избирателей №№ 300-309, в подписном листе № 19 – подписи избирателей №№ 360-369, в подписном листе № 22 - подписи избирателей №№ 420-429, в подписном листе № 27 - подписи избирателей №№ 510-512 указан не полный адрес места жительства избирателей, не указан район - Устьянский и субъект РФ - Архангельская область.
Проверяя обоснованность утверждения заявителя об имевших место нарушениях требований подпункта 5-6 п. 9 ст. 45 Закона Архангельской области «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» в подписных листах, представленных Д. в Устьянский ТИК, судом были исследованы предоставленные Устьянской территориальной избирательной комиссией подлинные подписные листы и установлено:
1) в подписном листе № 4 - подпись  № 63 избиратель М., в графе подпись и дата ее внесения имеются исправления даты внесения подписи, неоговоренные и не заверенные избирателем, что подтверждается показаниями свидетеля М., данными в судебном заседании;
2) в подписном листе № 4 - подпись № 64 избиратель Г., в графе подпись и дата ее внесения имеются исправления даты внесения подписи, неоговоренные и не заверенные избирателем, что подтверждается показаниями свидетеля Г., данными в судебном заседании, кроме того указан год внесения подписи - «2005»;
3) в подписном листе № 4 - подпись № 65 избиратель М., в графе подпись и дата ее внесения имеются исправления даты внесения подписи, неоговоренные и не заверенные избирателем, что подтверждается показаниями свидетеля М., данными в судебном заседании, кроме того указан год внесения подписи - «2004»;
4) в подписном листе № 4 - подпись № 66 избиратель К., в графе подпись и дата ее внесения имеются исправления даты внесения подписи, неоговоренные и не заверенные избирателем, что подтверждается показаниями свидетеля К., данными в судебном заседании, кроме того указан год внесения подписи - «2005»;
Согласно показаний свидетеля К. все подписи избирателей в подписном листе № 4 в графах за №№ 63-66 вносились самими избирателями 23.12.2008 года, однако ими же ошибочно в последней графе была указана не дата внесения подписи, а дата выдачи паспорта, в связи с этим кандидат Д. внес в данные даты исправления и сам же их заверил своей подписью. Эти исправления были сделаны Д. не ранее 29.12.2008 года, когда ему сдавали указанные подписные листы.
Доводы Б. о недействительности подписей избирателей под №№ 60-69, подписной лист № 4, в связи с неоговоренными исправлениями в дате выдачи паспорта сборщика суд признает необоснованными в данной части, поскольку указанное исправление является технической ошибкой. Доводы Б. о недействительности подписей избирателей под №№ 303, 305, 510, в связи с неоговоренными исправлениями в данных избирателей, суд признает необоснованными в данной части, поскольку указанные исправления заверены кандидатом Д.
 Проверяя обоснованность утверждения заявителя об имевших место нарушениях требований подпункта п. 8 ст. 45  и п.п. 10 п.9 ст.45 Закона Архангельской области «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» в подписных листах, представленных Д. в Устьянский ТИК, судом установлено.
Согласно заключения эксперта № 4 от 22.01.2009 года, рукописные буквенно-цифровые записи, расположенные в подписном листе под № 5 кандидата на должность главы Устьянского муниципального района Д. В графах (Фамилия, имя, отчество; адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина; год рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно день и месяц рождения); серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (документа, удостоверяющего личность и гражданство иностранного гражданина, а также вид на жительство), в строках под №№ 80-89 и рукописно буквенно-цифровые записи, расположенные на оборотной стороне данного подписного листа после машинописного текста «Подписной лист удостоверяю» в строках (фамилия, имя и отчество, дата рождения; адрес места жительства; серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина; наименование или код выдавшего его органа, лица, собиравшего подписи, его собственноручная подпись и дата ее внесения), выполнены разными лицами. Рукописные буквенно-цифровые записи, расположенные в подписном листе под № 13 кандидата на должность главы Устьянского муниципального района Д. В графах (Фамилия, имя, отчество; адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина; год рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно день и месяц рождения); серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (документа, удостоверяющего личность и гражданство иностранного гражданина, а также вид на жительство), в строках под №№ 236-239 и рукописно буквенно-цифровые записи, расположенные на оборотной стороне данного подписного листа после машинописного текста «Подписной лист удостоверяю» в строках (фамилия, имя и отчество, дата рождения; адрес места жительства; серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина; наименование или код выдавшего его органа, лица, собиравшего подписи, его собственноручная подпись и дата ее внесения), выполнены разными лицами.
В судебном заседании эксперт П. подтвердил выводы, сделанные в заключение эксперта № 4 от 22.01.2009 года, пояснив, что рукописные буквенно-цифровые записи, расположенные в графах со сведениями избирателей в подписном листе № 5 - подписи избирателей №№ 80-89 и в подписном листе № 13 - подписи №№ 236-239, выполнены одним лицом. Рукописные буквенно-цифровые записи, расположенные на оборотной стороне в данных подписных листах № 5 и № 13, после машинописного текста «Подписной лист удостоверяю» выполнены одним лицом. Однако рукописные буквенно-цифровые записи, в подписном листе № 5 – подписи избирателей №№ 80-89, и в подписном листе № 13 – подписи избирателей № 236-239, расположенные в графах сведений об избирателях и рукописные буквенно-цифровые записи, расположенные на оборотной стороне указанных подписных листах, после машинописного текста «Подписной лист удостоверяю» выполнены двумя разными лицами. Данный вывод является категорическим.
Суд отвергает показания свидетеля О., утверждавшего, что в графы №№ 80-89 в подписном листе № 5 и в графы №№ 236-239 в подписном листе № 13 сведения об избирателях внесены лично им, как и удостоверяющие записи в этих же подписных листах, поскольку эти показания опровергаются заключением эксперта № 4 от 22.01.2009 года и показаниями эксперта П.
Согласно показаний свидетеля Б. установлено, что записи  сведений об избирателях в подписном листе № 24 графах №№ 460-469 внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, а третьим лицом Ф.
Согласно показаний свидетеля К. установлено, что записи сведений об избирателях в подписном листе № 22 графе № 421 внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, а третьим лицом А.
Согласно показаний свидетеля Т. установлено, что записи сведений об избирателях в подписном листе № 27 графе № 510 внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей, внесенных в этот подписной лист, а третьим лицом, осуществлявшим сбор подписей от имени сборщика подписей Т.
Доводы Устьянской территориальной избирательной комиссии, а также представителя кандидата Д. – Ш. о том, что не указание в подписных листах полного места жительства избирателей, а также полного места жительства сборщика подписей и даты рождения сборщика подписей не являются существенным нарушением и по их мнение формальными ошибками, в связи с тем, что избирательная комиссия при проверке подписных листов однозначно идентифицировала имеющуюся в подписном листе информацию об избирателях и сборщиках подписей и установила, что все они проживают в Устьянском районе Архангельской области, а также их полную дату рождения, посредством, ГАС «Выборы», а также государственной системы регистрации (учета) избирателей суд признает несостоятельными, поскольку требования к подписным листам и сбору подписей избирателей, закреплены Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и законом Архангельской области от 08.11.2006 года № 268-13-ОЗ (ред от 26.11.2008 г.) «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» и не указание данных сведений влечет недействительность подписей по вышеперечисленным основаниям, также предусмотренным законом. То есть законодателем не допускается возможности восполнения сведений об избирателях и о лицах, заверивших подписные листы с подписями избирателей, после представления их на регистрацию в территориальную избирательную комиссию посредством ГАС «Выборы» и государственной системы регистрации (учета) избирателей, а предусмотрено использование указанных систем только для проверки сведений, указанных в подписных листах. По этим же основания суд отвергает показания свидетелей С., М., Ш., Б. (членов рабочей группы), давших пояснения аналогичные доводам председателя Устьянской территориальной избирательной комиссии В.
Довод представителя кандидата Д. – Ш. о том, что сведения об избирателях в подписных листах выполнены избирателями или сборщиками подписей, а не третьими лицами, в суде не нашли своего подтверждения, поскольку опровергается показаниями свидетелей Т., Б., К. и заключением эксперта № 4 от 22.01.2009 года, согласно которых можно дать категоричный ответ, что сведения об избирателях № 80-89, № 236-239, № 460-469, № 421, № 510 внесены в подписные листы третьими лицами, довод представителя кандидата Д. – Ш. о том, что результаты проведенной экспертизы в процессе рассмотрения дела не могут служить доказательствами в суде является необоснованным, поскольку согласно ст.79 ГПК РФ, суд вправе при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, назначить экспертизу, что являлось необходимостью по данному делу, так как возникли вопросы, требующие специальных познаний в области почерковедения. В судебном заседании представитель кандидата Д. – Ш. не возражал против проведения данной судебной экспертизы. Указанная почерковедческая экспертиза была назначена судом и проведена экспертом в пределах подписей, подлежащих проверки избирательной комиссией, согласно жеребьевки.      
 Таким образом, проверяя обоснованность утверждения заявителя Б. об имевших место нарушениях требований законодательства в подписных листах, представленных Д. в Устьянскую территориальную избирательную комиссию, суд установил, что 83 подписи избирателей ( №№ 50-59 60-69, 80-89, 160-169, 230-239, 300-309, 360-369, 420-429, 510-512), не содержат в адресах места жительства указаний на район – Устьянский района и указаний на субъект – Архангельская область; 30 подписей избирателей (№№ 60-69-, 420-429, 460-469), не содержат даты рождения сборщика подписей; 14 подписей избирателей ( №№ 80-89, 236-239), не содержат полной даты рождения сборщика подписей, указан только год рождения; 40 подписей избирателей ( №№ 80-89, 230-239, 360-369, 460-469), не содержат полного адрес места жительства сборщика, не указан район - Устьянский и субъект РФ - Архангельская область; 4 подписи избирателей ( №№ 63, 64, 65, 66) содержат неоговоренные избирателем, либо сборщиком исправления в дате внесения подписи; 26 подписей избирателей (80-89, 236-239 – в связи с заключением экспертизы № 4 от 22.01.2009 г., №№ 421, 460-469, 510- на основании показаний свидетелей) сведения о которых внесены в подписной лист не самим избирателем ставящим подпись, и не лицом, осуществляющим сбор подписей, а третьим лицом. Соответственно 93 подписи избирателей, указанные в подписных листах кандидата Д. являются недействительными, что составляет 80,6 % от общего количества подписей, отобранных для проверки, и превышает 10 % от общего количества подписей, отобранных для проверки Устьянской территориальной избирательной комиссией.  В соответствии с п.5 ст.48 закона Архангельской области от 08.11.2006 года № 268-13-ОЗ (ред от 26.11.2008 г.) «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 6-8 ст. 46 настоящего закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иным законом. 
С учетом установленных по делу обстоятельств суд пришел к выводу о том, что постановление Устьянской территориальной избирательной комиссии  № 560 от 10 января 2009 года «О регистрации Д., кандидатом на должность главы МО «Устьянский муниципальный район» является незаконным, нарушает избирательные права заявителя и подлежит отмене, как принятое избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпункта 5 пункта 6 статьи 46 закона Архангельской области от 08.11.2006 года № 268-13-ОЗ (ред от 26.11.2008 г.) «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области».
Данным решением Устьянской территориальной избирательной комиссии о регистрации Д. кандидатом на должность главы МО «Устьянский муниципальный район», нарушен принцип равенства кандидатов, предусмотренный пунктом 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.1 ст.49 закона Архангельской области от 08.11.2006 года № 268-13-ОЗ (ред от 26.11.2008 г.) «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области», в соответствии с которыми все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, а также принцип свободных выборов, обеспечивающий гражданам и иным участникам избирательного процесса возможность сделать свой выбор относительно своего участия или неучастия в выборах в допускаемых законом формах и законными методами.
В связи с чем, суд полагает возможным удовлетворить требования заявителя Б. о признании незаконным и отмене постановление Устьянской территориальной избирательной комиссии Архангельской области «О регистрации кандидата на должность главы Устьянского муниципального района» от 10.01.2009 года № 560 Д.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 259-261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
 Заявление Б. - удовлетворить.
Постановление Устьянской территориальной избирательной комиссии Архангельской области «О регистрации кандидата Д. на должность главы Устьянского муниципального района» от 10 января 2009 года   № 560 признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Архангельский областной суд в течение пяти дней после вынесения решения в окончательной форме, то есть с 26 января 2009 года, путем подачи кассационной жалобы на решение суда, вынесенное в период избирательной кампании, через суд его постановивший.
 
Судья -                                                                            Заостровцева И.А.
 
 

Судья Заостровцева И.А.                                                                                                   Стр.64, госпошлина 50р.
Докладчик Рассошенко Н.П.               дело №33-623                                                            12 февраля 2009 г.
КАССАЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Пантелеева В.В.
судьей Гудушина Н.Б. и Рассошенко Н.П.
с участием прокурора областной прокуратуры Загвоздиной Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Архангельске 12 февраля 2009 г. дело по кассационной жалобе заинтересованного лица Д. на решение Устьянского районного суда Архангельской области от 23 января 2009 года, которым постановлено:
«Заявление Б. - удовлетворить.
Постановление Устьянской территориальной избирательной комиссии Архангельской области «О регистрации кандидата Д. на должность главы Устьянского муниципального района» от 10 января 2009 года № 560 признать незаконным и отменить».
Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия
установила:
Б. обратилась в суд с заявлением об отмене постановления Устьянской территориальной избирательной комиссии Архангельской области (далее избирательная комиссия) «О регистрации кандидата на должность главы Устьянского муниципального района» от 10 января 2009 года № 560 Д.
В обоснование своих требований указала, что постановлением № 569 от 12.01.2009 года она была зарегистрирована кандидатом на должность главы МО «Устьянский муниципальный район». Считает постановление о регистрации Д. необоснованным и незаконным, так как при сборе подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата не соблюдены требования закона Архангельской области № 268-13-03 от 8 ноября 2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области».
В нарушение п. 7 ст. 41 Закона № 268-13-ОЗ в подписях избирателей №№ 50-59, 60-69, 80-89, 160-169, 230-239, 300-309, 420-429, 460-469, 510-512 указан неполный адрес места жительства избирателей. В нарушение п. 10 ст. 41 Закона № 268-13-03 в подписях избирателей №№ 60-69, 420-429, 460-469, подписные листы заверены сборщиком подписей без указания даты своего рождения, в подписях избирателей №№ 80-89, 236-239, подписные листы заверены сборщиком подписей без указаний полной даты рождения, в подписях избирателей №№ 80-89, 230-239, 460-469, подписные листы заверены сборщиком подписей без указания полного адреса места жительства. В нарушение п.п. 7 п. 9 ст. 45 Закона № 268-13-03 в подписях избирателей №№ 60-69, подписной лист заверен сборщиком подписей, с неоговоренным исправлением в дате выдачи паспорта сборщика подписей. В нарушение п.п. 6 п. 9 ст. 45 Закона № 268-13-03 в подписях избирателей №№ 63-66 имеются исправления, неоговоренные и не заверенные сборщиком, в подписях №№ 80, 303, 305, 510 имеются неоговоренные и не заверенные сборщиком подписей исправления. В нарушение п. 8 ст. 45 Закона № 268-13-ОЗ в подписях избирателей №№ 80-89, 236-239, 420-429, 460-469, 511-512, все сведения об избирателях внесены не сборщиком подписей и не избирателем, а третьим лицом. В соответствии с п.44 ст.2 Федерального Закона № 67-ФЗ, недействительными считаются подписи, собранные с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. В соответствии с п.п. 7 п. 9 ст. 45 Закона Архангельской области № 268-13-03, недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме. Таким образом, 42 % подписей, содержащихся в подписных листах, представленных Д. в поддержку своего выдвижения избирательная комиссия должна была признать недействительными. При выявлении 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей избирательная комиссия обязана отказать кандидату в регистрации.
Заявитель Б. свои требования поддержала по указанным выше основаниям.
В судебном заседании представитель Б. - М. заявленные требования поддержал по указанным основаниям.
Председатель избирательной комиссии В. требования Б. не признала и пояснила, что в соответствии с п.2 ст.45 Закона Архангельской области № 268-13-ОЗ от 8 ноября 2006 года «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» рабочей группой избирательной комиссии был проверен порядок сбора подписей, оформление подписных листов кандидата Д., достоверность сведений об избирателях и подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах. Нарушений законодательства установлено не было. Просит в удовлетворении заявления Б. отказать.
Д. надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Д. - Ш. заявленные Б. требования не признал. Суду пояснил, что все представленные сведения и подписи избирателей в поддержку выдвижения Д. являются подлинными, и собраны без каких бы то ни было нарушений закона. Представление лицами, осуществляющими сбор подписей в пользу кандидата Д., в подписном листе только года рождения, не является существенным нарушением и не может служить основанием для отказа в регистрации кандидата на должность главы МО «Устьянский муниципальный район». Так же не могут быть основанием для отмены постановления исправления и помарки, имеющиеся в подписных листах, в связи с тем, что в соответствии с п. 11 ст. 45 Закона № 268-13-03 «специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной», они могут быть заверены как самим сборщиком подписей, так и кандидатом. Не могут быть основанием для отмены постановления указанные в подписных листах не полные адреса избирателей, т.к. в соответствии с п.9 ст.41 Закона № 268-13-03 «подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат», кроме того, избирательной комиссией с помощью ГАС «Выборы» были проверены сведения и паспортные данные избирателей в подписных листах и установлено, что все избиратели проживают в границах избирательного округа.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласен Д.
В кассационной жалобе он просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным. Указывает, что отсутствие в подписных листах сведений о наименовании субъекта РФ, района, у избирателей и сборщиков подписей является несущественным формальным признаком. Так же считает несущественным указание в подписных листах только года рождения и отсутствие даты рождения сборщиков, так как данные требования предъявляются только для определения дееспособности. Полагает, что неоговоренные избирателем исправления подтверждены свидетельскими показаниями самих избирателей. Указывает на то, что достоверность сведений об избирателях не подлежит повторной проверке.
Проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения заинтересованного лица - Д., его представителя Ш., поддержавших кассационную жалобу, заключение прокурора Загвоздиной Н.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ аналогичной нормы п.5 ст.48 Областного закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего Федерального закона, пунктом 6 статьи 46 Областного закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Судом установлено, что решением внеочередной тридцать девятой сессии Собрания депутатов МО «Устьянский муниципальный район» от 8 декабря 2008 года № 348 на 1 марта 2009 года назначены выборы главы муниципального образования «Устьянский муниципальный район». Данное решение опубликовано в районной газете «Устьянский край» от 11 декабря 2008 года № 70.
Постановлением избирательной комиссии № 560 от 10 января 2009 года Д. был зарегистрирован кандидатом на должность главы МО «Устьянский муниципальный район».
Постановлением избирательной комиссии № 569 от 12 января 2009 года Б. была зарегистрирована кандидатом на должность главы МО «Устьянский муниципальный район».
Отменяя решение избирательной комиссии о регистрации Д. кандидатом на должность главы МО «Устьянский муниципальный район», суд пришел к выводу о допущенных Д. нарушениях требовании закона при сборе подписей избирателей и оформлении подписных листов.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда в силу следующего.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Как видно из материалов дела, кандидатом Д. для регистрации были представлены в избирательную комиссию 29 подписных листов, содержащих 544 подписи избирателей.
Избирательная комиссия определила посредством случайной выборки (жребия), подлежащими проверке подписи избирателей с №50 по № 59, с № 60 по № 69, с № 80 по № 89, с № 160 по № 169, с №180 по №189 с № 230 по № 239, с №300 по № 309, с № 360 по № 369, с № 420 по № 429, с 460 по № 469. с № 510 по № 512 всего 103 подписи, из которых выявила 4 недействительные подписи. На основании этого избирательная комиссия приняла решение о регистрации Д. кандидатом в депутаты.
Судом установлено, что в подписях с №50 по № 59, с № 60 по № 69. с № 80 по № 89. с № 160 по № 169, с № 230 по № 239, с № 300 по № 309. с № 360 по № 369, с № 420 по № 429, с № 510 по № 512 в адресе места жительства избирателя не указано наименование субъекта Российской Федерации и района проживания, что составляет 83 подписи.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом.
В пункте 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ дано следующее понятие адреса места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Таким образом, утверждения Д. о том, что в подписные листы адрес места жительства избирателя внесен тот, который указан в паспорте избирателя представляются несостоятельными.
Судом также правильно установлено что, в подписном листе №4 в подписях с № 63 по № 66 в графе подпись и дата ее внесения имеются исправления даты внесения подписи, неоговоренные и не заверенные избирателем, что является основанием признания указанных подписей недействительными согласно подпункту 5 пункта 9 статьи 45 Закона № 268-13-03.
Как установлено судом первой инстанции сведения об избирателях в подписных листах за номерами 80-89, 236-239, 460-469. 421. 510 внесены не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей. Таким образом, указанные подписи признаются недействительными на основании подпункта 10 пункта 9 статьи 45 Закона № 268-13-03. В соответствии с выбраковочной ведомостью проверки подписных листов с подписями избирателей рабочей группой 4 подписи избирателей признаны недействительными, а именно: 2 подписи (за №№ 50, 80) - на основании п.и. 2 п. 9 ст. 45 Закона № 268-13-03 в связи с несоответствием адреса жительства базе данных ГАС «Выборы»; 1 подпись (за № 61) - на основании п.п. 2 п. 9 ст. 45 Закона № 268-13-03 в связи с несоответствием даты рождения базе данных ГАС «Выборы»; 1 подпись (за № 424) - на основании ст. 45 Областного закона в связи с отсутствием информации в базе данных ГАС «Выборы».
В подписных листах № 4 (подписи с № 60 по №6 9). № 13 (подписи с № 236 с № 239), № 24 (подписи с № 460 с № 469) не указаны дата рождения, адрес места жительства гражданина собиравшего подписи. В подписных листах № 5 (подписи с № 80 с №8 9), № 22 (подписи с № 420 по № 429) не указаны дата рождения гражданина собиравшего подписи. В подписных листах № 12 (подписи с № 230 по № 235), № 19 (подписи с № 360 по № 369) не указаны адрес места жительства гражданина собиравшего подписи. Данные обстоятельства являются нарушением п. 10 ст. 41 Закона № 268-13-03, что влечет признание указанных подписей недействительными в силу п.п. 11 п. 9 ст. 45 Закона № 268-13-ОЗ.
Таким образом, 83 подписи избирателей, указанные в подписных листах кандидата Д., являются недействительными, что составляет 80,6 % от общего количества подписей отобранных для проверки. Указанное обстоятельство является основанием отказа в регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Следовательно, у суда имелись основания для отмены решения избирательной комиссии.
Доводы кассационной жалобы сводятся к неправильному толкованию норм материального права и не влияют на законность вынесенного решения.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, исследованным доказательствам оценка дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
 
определила:
Решение Устьянского районного суда Архангельской области от 23 января 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Д. - без удовлетворения.
Председательствующий В.В.Пантелеев
Судьи Н.Б. Гудушин, Н.П.Рассошенко
опубликовано 13.03.2010 05:12 (МСК)
Часы работы суда, 
приемной суда

понедельник-пятница:

с 8.30 до 17.30

перерыв:

с 12.30 до 13.30


Телефон, факс:
(81855) 5-20-10

Электронная почта:

Отдел обеспечения судопроизводства

тел. (81855) 5-20-10