Arms
 
развернуть
 
165210, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 19
Тел.: (81855) 5-20-10
ustyansud.arh@sudrf.ru
схема проезда
показать на карте
165210, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 19Тел.: (81855) 5-20-10ustyansud.arh@sudrf.ru
Часы работы суда, 
приемной суда

понедельник-пятница:

с 8.30 до 17.30

перерыв:

с 12.30 до 13.30


Телефон, факс:
(81855) 5-20-10

Электронная почта:

Отдел обеспечения судопроизводства

тел. (81855) 5-20-10

ДОКУМЕНТЫ СУДА
2009 год - Решение по гражданскому делу 2-248/2008 О признании права на получение ежемесячной денежной выплаты + Кассационное определение

Дело 2-248/2008

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 п. Октябрьский                                                                                                                                                                                  17 декабря 2008 года

Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Рогачевой А.М., при секретаре  Рыжковой Н.Ф.,

с участием: истца – Х., представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Устьянском районе - Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда гражданское дело по иску Х. к ГУ УПФ РФ в Устьянском районе Архангельской области о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истец Х. обратилась в суд с иском к ответчику - ГУ УПФ РФ в Устьянском районе Архангельской области о возложении обязанности включить ее в федеральный реестр льготников и назначить ежемесячную денежную выплату с момента обращения в Отделение пенсионного фонда, с 06 ноября 2008 года, пояснив, что ее сын Х. 22 января 2007 года погиб при исполнении обязанностей военной службы. При обращении в Пенсионный фонд за назначением ЕДВ, ею был получен отказ в связи с тем, что она является трудоспособной, и не достигла возраста 50 лет, что, по мнению пенсионного органа, является обязательным условием для назначения такой выплаты. С данным отказом не согласна, полагает, что в соответствии с п. 2 ст.21 и п. 7 ст. 23.1 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты, ответчиком дана неправильная трактовка закона.

В судебном заседании истец поддержала требования и доводы, изложенные в иске. Считает, что данная социальная выплата гарантирована государством в связи с гибелью сына, и не является частью пенсионного обеспечения, является получателем иных мер социальной поддержки, как мать сына, погибшего при исполнении обязанностей военной службы.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Устьянском районе Р. иск не признал по основаниям указанным в письменном отзыве, указав, что в соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки  предоставляются нетрудоспособным членам семей погибших (умерших). Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.01.2006 г. № 98-19 члены семей погибших (умерших), претендующие на получение ежемесячных денежных выплат, должны признаваться нетрудоспособными применительно к действующему пенсионному  законодательству. Пункт 2 ст. 21 Закона № 5-ФЗ освобождает указанных лиц от необходимости подтверждения факта нахождения на иждивении, неполучения дохода, однако условие, что указанные члены семьи должны признаваться нетрудоспособными с точки зрения пенсионного законодательства, сохраняется.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статьи 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с п. п. 7 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" право на ежемесячную денежную выплату имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Согласно свидетельства о рождении серии П-ИГ № 490586 истец Х. является матерью Х., родившегося … Устьянского района Архангельской области, рождение зарегистрировано в … Устьянского района Архангельской области, актовая запись № …

Х., …г.р., согласно свидетельства о смерти …, умер 22 января 2007 года, место смерти: …, Республика Ингушетия, Россия. Смерть зарегистрирована Устьянским территориальным отдеом Управления ЗАГС администрации Архангельской области 26 января 2007 года, актовая запись № …

Как следует из извещения Военного комиссариата Устьянского района Архангельской области № в/361 от 25 марта 2008 года, электрик-оператор директрисы БТР полигона гвардии рядовой контрактной службы Х., погиб 22.01.2007г. при выполнении служебных обязанностей.

Приказом командира войсковой части 29483 от 24 января 2007 года № 14  рядовой контрактной службы Х., погибший 22.01.2007 года, исключен из списков личного состава части. В приказе командира войсковой части 29483 № 223 от 25 сентября 2007 года, указано, что смерть рядового контрактной службы Х. связана с исполнением обязанностей военной службы.

01 сентября 2008 года Х. Военным комиссариатом Устьянского района Архангельской области выдано удостоверение серии ЖР № 034054, согласно которого истец имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, право на льготы, установленные  ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно п.8 приказа  Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 г. № 294 (ред. от 20.12.2007 г.) «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ» граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

В соответствии с Порядком ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, разработанным  в соответствии с ФЗ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», и утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.11.2004 г. № 195, ведение регистра в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 30 сентября 2004 года № 143 , осуществляется Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами.

Как установлено в судебном заседании, истец Х. 06 ноября 2008 года обратилась по месту своего жительства в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устьянском районе с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты предусмотренной п.п. 7 п. 1 ст. 23.1 Закона РФ «О ветеранах», на основании п.2,3 ст. 21 ФЗ «О ветеранах», в связи с гибелью сына при исполнении обязанностей военной службы.

Как следует  из  письма ГУ УПФ РФ в Устьянском районе  № 2843 от 12 ноября 2008г., Х. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты предусмотренной п.п. 7 п. 1 ст. 23.1 Закона РФ «О ветеранах», в связи с тем, что Х. не является получателем пенсии по случаю потери кормильца, и не отвечает иным условиям, которые дают право на получение указанной пенсии в соответствии с пенсионным законодательством РФ.

Согласно пункта 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 3 данной статьи меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах"  предусмотрено, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего); супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.

В письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.04.2006 года № 1611-ВС указывается, что формулировка "независимо от получения любого вида пенсии" означает, что право на меры социальной поддержки имеют не только граждане, перечисленные в п. 2 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, получающие различные виды пенсии (по старости, инвалидности и т.д.), но и те из числа указанных граждан, кто не получает какую-либо пенсию.

            Таким образом, исходя  из правового смысла п. 1 и п.2 ст. 21 Федерального закона  «О ветеранах», суд приходит к выводу, что истец Х., как мать погибшего при исполнении обязанностей военной службы ветерана боевых действий, имеет право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную п.п. 7 п. 1 ст. 23.1 Закона РФ «О ветеранах».

Согласно п. 14 Приказа Минздравсоцразвития от 30.11.2004 г. № 294 (ред.от 20.12.2007) ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

            Судом установлено, что на день обращения с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ- 6  ноября 2008 года, истец имела право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную п.п. 7 п. 1 ст. 23.1 Закона РФ «О ветеранах».

Доводы ответчика ГУ УПФ РФ в Устьянском районе Архангельской области о необоснованности заявленных требований  суд не принимает, как не основанные на законе.

Отказ Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в назначении Х. ежемесячной денежную выплаты, предусмотренной п.п. 7 п. 1 ст. 23.1 Закона РФ «О ветеранах», в связи с гибелью сына в период военной службы по контракту при исполнении обязанностей военной службы является незаконным. Исковые требования Х. подлежат удовлетворению.

 

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

Исковые требования Х. о признании за ней права на получение ежемесячной денежной выплаты - удовлетворить.

Признать за Х. право на назначение  ежемесячной денежной  выплаты, предусмотренной п.п. 7 п. 1 ст. 23.1 Закона РФ «О ветеранах», в связи с гибелью сына, Х., при исполнении обязанностей военной службы. Обязать ответчика - Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устьянском районе Архангельской области включить Х. в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и назначить ей ежемесячную денежную выплату с момента обращения с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, с 6 ноября 2008 года.

 

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через суд, вынесший решение, в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через суд его постановивший.

 

Председательствующий-                                      А.М. Рогачева

 

Судья Рогачева A.M.                                                                                                                                                                                            Стр.№27

Докладчик Нибаракова С.Г.                                                                                                                        Дело № 33-320/09   Госпошлина-1000 руб.

29 января 2009 года

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Юдина В.Н., судей Нибараковой С.Г., Ефремова Ю.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 29 января 2009 года дело по кассационной жалобе Выморковой Екатерины Петровны, начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Устьянском районе Архангельской области, на решение Устьянского районного суда Архангельской области от 17 декабря 2008 года, которым постановлено:

«Исковые требования Х. о признании за ней права на получение ежемесячной денежной выплаты - удовлетворить.

Признать за Х. право на назначение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной п.п.7 п.1 ст. 23.1 Закона РФ «О ветеранах», в связи с гибелью сына, Х., при исполнении обязанностей военной службы.

Обязать ответчика - Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устьянском районе Архангельской области включить Х. в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и назначить ей ежемесячную денежную выплату с момента обращения с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, с 6 ноября 2008 года».

Заслушав доклад судьи Нибараковой С.Г., судебная коллегия

 

установила:

Х. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в Устьянском районе Архангельской области (далее - ГУ-УПФ РФ в Устьянском районе, Управление) о признании за ней, как матерью военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, права на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в том числе на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п.2 ст.21 и пп.7 ст.23.1 указанного закона, с момента обращения в территориальный пенсионный орган, то есть с 06 ноября 2008 года, и возложении обязанности на ответчика включить ее в Федеральный реестр льготников.

В обоснование заявленных требований указала, что ее сын –Х., 22 января 2007 года погиб при исполнении обязанностей военной службы. При обращении в ГУ-УПФ РФ в Устьянском районе за назначением ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ), ею был получен отказ в связи с тем, что она является трудоспособной, и не достигла возраста 50 лет, что, по мнению пенсионного органа, является обязательным условием для получения такой выплаты.

В судебном заседании на удовлетворении иска настаивала и пояснила, что данная социальная выплата гарантирована государством в связи с гибелью сына и не является частью пенсионного обеспечения.

Представитель Управления Ручьев Н.М. считал иск не основанным на законе, указал, что в соответствии с п.1 ст.21 ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки предоставляются нетрудоспособным членам семей погибших (умерших).

Суд постановил вышеуказанное решение, которое в кассационной жалобе Выморкова Е.П., начальник ГУ-УПФ РФ в Устьянском районе, просит отменить как незаконное, постановленное с существенным нарушением норм материального права, и не передавая дело на новое рассмотрение, постановить новое решение об отказе истцу в иске.

В обоснование доводов кассационной жалобы указала, что суд неправильно истолковал нормы Федерального закона «О ветеранах». Судом не принят тот факт, что право на меры социальной поддержки, установленные названным законом, исходя из содержания ст. 21, возникает лишь у нетрудоспособных членов семьи погибшего (умершего). Члены семьи погибшего (умершего), претендующие на меры социальной поддержки, должны признаваться нетрудоспособными применительно к действующему пенсионному законодательству. Ссылка в решении суда на письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.04.2006г. №1611-ВС является несостоятельной, поскольку указанным письмом разъяснена лишь имеющаяся в п.2 ст.21 ФЗ «О ветеранах» формулировка «независимо от получения любого вида пенсии». Кроме того, суд, делая вывод о праве истца на ежемесячную денежную выплату, необоснованно приравнял сына истца- военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы к ветеранам боевых действий, оставив без внимания ст. 3 закона, в которой указан круг лиц и условия по отнесению к ветеранам боевых действий.

В возражениях, относительно поданной кассационной жалобы, Х. считает доводы кассационной жалобы необоснованными, а решение суда законным.

Проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав Тарнаруцкого Н.В., представителя ГУ-УПФ РФ в Устьянском районе, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Х. приходится матерью Х., умершему 22 января 2007 года, что подтверждается свидетельством о смерти 1-ИГ № 650923, выданным Устьинским территориальным отделом Управления ЗАГС администрации Архангельской области 26.01.2007г.

В указанном свидетельстве указано место смерти: …, Республика Ингушетия, Россия.

В соответствии с имеющимся в деле извещением Военного комиссариата Устьянского района Архангельской области № в/361 от 25 марта 2008 сын истца Х. погиб 22.01.2007 года при исполнении обязанностей военной службы.

Обстоятельства смерти Х. подтверждаются и приказом командира войсковой части 29483 от 24.01.2007г. №14 об исключении его из списков личного состава части.

В соответствии с п.п.7 п.1 ст.23.1 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ « О ветеранах» (с послед, изм.) (далее - Закон №5-ФЗ, Закон), право на ежемесячную денежную выплату имеют члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда.

Согласно п.1 ст.21 этого же Закона меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 21 названного Закона предусмотрено, что независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего): супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.

В силу пункта 3 данной статьи меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье, предоставляются членам семей

военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.

Разрешая спор и руководствуясь приведенными нормами закона, суд правомерно исходил из того, что п. 2 ст.21 Закона прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки родителям погибшего (умершего) независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то есть данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных п.1 ст. 21 Закона №5-ФЗ для других членов семьи (нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) и состояния на иждивении погибшего (умершего) либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством.

При этом суд правильно исходил из того, что юридическим фактом, с которым суд связывает право родителей погибшего военнослужащего на льготы, предусмотренные ст.21 Закона № 5-ФЗ, является гибель военнослужащего при выполнении им обязанностей военной службы.

Факт гибели сына Х. в связи с исполнением обязанностей военной службы, ответчиком не оспаривается, исходя из чего, суд пришел к правильному выводу о наличии у Х. права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах» и правильно удовлетворил заявленные истцом исковые требования.

Суд правильно, руководствуясь Порядком ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, разработанным в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», и утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.11.2004 г. №195, обязал ГУ-УПФ РФ в Устьянском районе включить Х. в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Согласно п.14 Приказа Минздравсоцразвития от 30.11.2006 года №294 (ред. от 20.12.2007) (далее - Приказ), ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Учитывая, что на 06 ноября 2008 года, на день обращения в ГУ- УПФ РФ, истец имела право на получение ежемесячной денежной выплаты, суд правильно обязал ответчика назначить ЕДВ Х. с даты обращения.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом судебного разбирательства, они не содержат новых данных, не учтенных судом при разрешении спора. Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, что в силу закона не является основанием для отмены решения суда.

Нормы материального права применены судом правильно, существенного нарушения норм процессуального права не допущено.

Исходя из принципа диспозитивности, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов кассационной жалобы.

Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, доводы кассационной жалобы не содержат, исходя из чего, удовлетворению она не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Устьянского районного суда Архангельской области от 17 декабря 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Выморковой Е.П., начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Устьянском районе Архангельской области, без удовлетворения.

Председательствующий  В.Н.Юдин

Судьи  Ю.М.Ефремов, С.Г.Нибаракова
опубликовано 13.03.2010 05:12 (МСК)
Часы работы суда, 
приемной суда

понедельник-пятница:

с 8.30 до 17.30

перерыв:

с 12.30 до 13.30


Телефон, факс:
(81855) 5-20-10

Электронная почта:

Отдел обеспечения судопроизводства

тел. (81855) 5-20-10